Такая железнодорожная ветка, как «Дорога Победы», также названная народом «Коридором смерти», никогда не находилась на картах СССР, её запрещали фотографировать и снимать, о работе «дороги победы» не упоминали в сводках Совинформбюро, не рассказывали о ней фронтовые корреспонденты. Немногие знают о ней и сейчас.
18 января 1943 года Советская Армия разорвала оковы блокады Ленинграда. В полосе прорыва железнодорожные рабочие в короткий срок (всего лишь за 17 дней) построили железнодорожный путь от ст. Шлиссельбург до ст. Поляны, благодаря которому у Ленинграда появился прямой железнодорожный маршрут с Большой Землей. Поэтому железнодорожный путь получил своё название — «Дорога Победы».
Первый после разрыва блокады грузовой поезд прибыл в Ленинград 7 февраля 1943 года. В этот же день от Финляндского вокзала на Большую Землю отправился грузовой поезд, загруженный отливками орудийных стволов. Поезд вел за собой паровоз Эм 721-83.
На Сегодняшний день этот локомотив хранится на вечной стоянке у станции Петрокрепость и является экспонатом в Мемориальном комплексе «Дорога Победы».
Данная экспозиция музея посвящена строительству и работникам «Дороги Победы», истории, а самое главное-героическому подвигу железнодорожников, трудящихся в бригаде 48-й паровозной колонне особого резерва НКПС.
Ленинградская обл., Всеволожский район, станция Петрокрепость, дом 2
Вторник — Суббота: с 10:00 до 17:30
Перерыв — с 13.00 до 13.30
Воскресенье и Понедельник: выходные дни.
В случае если дверь в музей будет закрыта нужно позвонить по телефону, указанному на двери. Сотрудник может быть занят по какому-либо вопросу на некоторое время.
Контактный телефон музея: 8 (812) 457-78-57
Стоимость посещения : бесплатно.
Фотографирование: разрешено.
В Мемориальном комплексе посетители могут посмотреть различные исторические фильмы про строительство «Дороги Победы», о бронепоездах, которые участвовали в Великой Отечественной войне , про создание «Дороги Жизни», и другие.
1 На Электричке с Финляндского вокзала до железнодорожной станции Петрокрепость. Продолжительность пути около часа. Стоимость проезда составляет 113 рублей в одну сторону
2. Автомобилем.
«Дорога Победы» — временное железнодорожное направление Поляны — Шлиссельбург, функционировавшая с 5 февраля 1943 по 10 марта 1944 и работавшая как более лучшая замена «Дороги жизни» для поставки грузов в окруженный Ленинград.
В сравнение с «Дорогой жизни», пролегавшей по Ладожскому озеру, «Дорога Победы» проходила по южному берегу Ладоги и левому берегу Невы, лежавшая на некоторых участках в 3-ех километрах от артиллерийских позиций немцев, за что также получила еще одно название-«Коридор смерти».
«Дорога победы» сыграла немаловажную стратегическую роль в защите Ленинграда, также как и в полном снятии блокады.
Строительство было доверено УВВР-2, которым командовал руководитель Ленметростроя И. Г. Зубков, для выполнения задачи было запланировано 20 суток. Будущая дорога должна была пролегать через лесные массивы и болота, а самой сложной задачей стало строительство низководного моста через Неву длиной 1300 метров.
5 февраля 1943 года железнодорожная дорога Шлиссельбург — Поляны, проложенная раньше запланированного срока — всего за 17 суток, была отведена в эксплуатацию. Её протяженность составляла 33 километра, где пролегали 3 моста (через Неву, Чёрную, и Назию ), 3 разъезда, и установки для электро- и водоснабжения.
Железнодорожники внесли огромный вклад в спасение жителей Ленинграда, снабжение войск продовольствием и вооружением , поддержку города. Среди награждённых медалью «За оборону Ленинграда» около 15 тысяч рабочих железной дороги.
Если вы планируете посетить «Дорогу Победы», то обязательно посетите еще и Шлиссельбургскую Крепость!